МЕШКИ С ДЕНЬГАМИ У МЕНЯ ТОГДА НИКТО НЕ ОТНИМАЛ


Житейская история

МЕШКИ С ДЕНЬГАМИ У МЕНЯ ТОГДА НИКТО НЕ ОТНИМАЛ
се лето проводили в море. Накупаешься, а потом ляжешь на горячий песок и жаришься под солнцем. Никаких панамок, зонтов не было, и никто от этого не страдал. В лес пойдешь — а там растет алыча, дикий виногр'ад, кизил, фундук. На полянах полно ежевики.

А какие кругом были сады! Персики разных сортов, инжир, айва, яблоки! Во дворах — высокие дубы с крупными желудями. Мы их собирали и кормили ими свиней. На дубах были качели.

Рыбные промыслы — через каждые 3-4 километра. С февраля и до мая месяца ловили рыбу. Везде стояли чаны, в которых ее солили. Рыбы в то время было очень много. Особенно вкусной считалась кутум. Я ее никогда ни в одном магазине не видела. А еще и , осетрину ловили. Во время войны только рыба людей от голода и спа-I сала.

В начале войны отец ! ушел на фронт. Мама работала в магазине. С пяти лет я стала ее помощни-: цей. Все продукты отпускались по карточкам. ! Мама часто заставляла | меня накручивать бумаж-

ные кульки для продуктов. Нарежет мне бумаги, а я кручу. Еще мама всегда предупреждала, чтобы я ничего не брала без спроса, а то у нее будет недостача, и тогда ее посадят в тюрьму. Я этой тюрьмы очень боялась и никогда ничего не брала. Накручу кульков и только тогда иду гулять. Мама давала мне 2-3 конфетки, и я выходила на улицу, где меня уже поджидали друзья. Я старалась разделить эти конфетки и угостить каждого, а мне почему-то всегда не оставалось. Когда подружки спрашивали, почему себе не оставила, я отвечала, что в магазине уже наелась. Они мне завидовали.

Помню, как мама приходила с работы и приносила сумку с деньгами и карточками. Карточки были разного цвета, такого формата, как марки на конвертах. Вечером при свете керосиновой лампы мы с мамой эти карточки разбирали, деньги сортировали по купюрам, потом пачки заклеивали, а утром мама несла их в контору сдавать. Контора была недалеко от дома. Но иногда, когда с вечера не успеешь деньги посчитать,

утром меня мама закрывала на замок, и я собирала их в стопочки по 100 штук. Приходя домой на обед, мама пересчитывала деньги, складывала их в матерчатый пакет и посылала меня сдать в кассу. Когда выходила на улицу, девчонки звали меня поиграть, я отвечала: "Сейчас сдам деньги, потом выйду играть". Мама же за это время готовила обед или занималась домашними делами. Все знали, что я часто ходила сдавать деньги в контору, но ни разу никто даже не пытался отнять у меня мою ношу. Сейчас, когда вижу по телевизору, как убивают пенсионеров за их грошовые пенсии, всегда вспоминаю свое детство.

Когда закончилась война, папа вернулся с ранением в руку. Он привез трофейный мотоцикл и наган, о котором мы с мамой не знали. Случилось так, что мама заболела и легла в больницу. А папа в это время заменял маму в магазине, торговал. Одному знакомому он продал 10 килограммов сахара. Милиционер задержал этого покупателя с сахаром, и папу посадили в тюрьму. Когда мама поехала к отцу на свидание, он сказал, что в магазине за витриной находится пистолет, попросил его забрать, а то всех в тюрьму пересажают.

Всю ночь мама проплакала. Наутро мы пошли сдавать дела в магазин, так как маму уволили с работы. Мама меня отвела на склад и показала место за фанерной перегородкой, где был спрятан пистолет. Мне в то время

было 9 лет. Я перегородку немного оторвала, просунула руку и нащупала завернутое в тряпку оружие. Вытащила и положила за пазуху. Мама велела ехать к бабушке и там выбросить.

Услышав, что я привезла пистолет, бабушка чуть в обморок не упала. Но потом взяла оружие и спрятала в сарае. Утром мы пошли с ней в лес, и она забросила пистолет в речку. Но то ли пистолет стукнулся о камень, то ли зацепился за что-то, раздался выстрел. Мы с бабушкой бежали от того места без оглядки. Когда пришли домой, бабушка встала перед иконой на колени и благодарила Бога, что я осталась жива.

Папу осудили. Мама устроилась на работу. Так мы и жили. В 1952 году я уехала в Баку, поступила в медучилище. Потом вышла замуж. Имею дочь и сына, четырех внуков. Прожили мы в Баку до 1992 года. Как вынужденные переселенцы переехали в Ставропольский край в село Солдато-Александровское. Я работала в МСЧ №2 от Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС.

уду рада, если кто-то из знакомых прочтет мой рассказ и напишет мне.

Моя девичья фамилия — Пономаренко. Вот хорошее средство когда мерзнуть ноги.

Адрес: Стешиной Галине Федоровне, 357920 Ставропольский край, Советский р-н, с. Солдато-Александровс-кое, ул. Шоссейная, д. 6, кв. 8.
Я давняя подписчица вестника, пользуюсь рецептами, которые мне помогают.

Часто вспоминаю свое счастливое детство, хотя с тех пор прошло много времени — мне в этом году исполнится 75 лет. Родилась я в Азербайджане в поселке Мухтадир, на берегу Каспийского моря. Чудо край! Лес и море — дно чистое, песчаное, с мелкими ракушками. А на берегу, как волны, барханы необыкновенно горячего песка. Идешь по нему и ноги обжигаешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий